Несостоявшаяся свекровь
Получив зарплату за июнь, Татьяна усмехнулась: ну и где обещанное повышение?
— Все правильно, — заявили ей в бухгалтерии, — стимулирующие немного уменьшились, зато оклад вырос…
— Ясно, — кивнула Татьяна.
Миллионов она и так не ждала, но на лишние несколько сотен рублей рассчитывала.
— Ну что, получила свои миллионы…
Спросила нянечка, когда Татьяна вошла в группу.
Она махнула рукой и стала выводить своих ребятишек на прогулку.
Татьяна работала в этом детском садике уже девять лет, сразу как вернулась в родной поселок из столицы.
Правда, после полугода работы ушла в декрет – выяснилось, что приехала она в родные края не одна, а с малышом под сердцем. А потом дочка подросла и она вернулась на работу.
Светочка у нее уже второклассница, умница. Только тянет Татьяна ее одна. Родители умерли, а отец дочки… Она ему позвонила, когда поняла, что в положении, а в ответ услышала: «Твои проблемы».
Да, ее проблемы, но и радости её! Татьяна теперь жизни не представляла без своей дочурки.
— Татьяна Семеновна, а Петька песок ест, — прогнал ее воспоминания и вернул в реальность тоненький детский голосок.
— Ах, ты господи! Петя! Выплюни сейчас же эту гадость! – Татьяна подскочила к четырехлетнему мальчику, который сидел в песочнице с удовольствием ел песок, а потом этим же песком начал обсыпать девочек, лепивших куличики.
– Нельзя песком обсыпаться! Ты же в глазки можешь попасть!
Вытерла ему рот, посадила с собой на лавочку. Сиди Петя, ты наказан… Петька недобро поглядывал на Костика, который его «сдал». А Костя с удовольствием носился по площадке в числе других детей.
Казалось бы, совсем невинный случай… Но на следующий день ее вызвали к заведующей, там сидела мама Пети, склочная и скандальная дама, ни дня нигде не работавшая, привыкшая сидеть на шее у мужа.
— Татьяна Семеновна, вот Инга Даниловна утверждает, что вчера вы обидели ее ребенка. – сказала заведующая.
— Я? Как? – изумилась Татьяна.
— В то время, как другие дети бегали по площадке, вы запретили моему ребенку даже шаг от себя сделать! – выкрикнула Инга. – мой мальчик потом весь вечер дома рыдал, у него была истерика.
— Ах, вот, что! – и Татьяна рассказала, все как обстояло дело.
— То есть вы позволяете себе отвлекаться? Почему дети были сами себе предоставлены? – разозлилась Инга.
— У меня в группе 25 человек! И если я задумалась на секунду… То только на секунду! Я за детьми всегда хорошо смотрю. За годы работы не было ни одного нарекания, — спокойно ответила Татьяна.
Инга долго еще возмущалась, обвиняя в непрофессионализме воспитательницу. Когда она ушла заведующая сказала:
— «Извините, Татьяна Семеновна, но в следующем месяце из-за этого инцидента стимулирующие у вас будут уменьшены».
— Вот как?
Весь день Татьяна сдерживала эмоции, а после работы дала волю слезам – да сколько это будет продолжаться? Как она устала считать эти копейки! Треть зарплаты на коммуналку, еще треть на потребительский кредит. Черт бы его побрал этот кредит. А без него не купила бы не холодильник ни стиральную машину.
А у Светланки нога выросла, надо новые кроссовки покупать. Скоро ее в школу собирать… Да и просто она хочет хоть изредка баловать своего ребенка вкусняшками.
***
Вечером, когда дочка уже спала, вдруг раздался неожиданный звонок.
— Привет, подруга!
— Машка! – радостно вскричала Татьяна…Привет! Вот так сюрприз. Думала, что никогда больше не встретимся и по телефону не поболтаем. Старый телефон у меня на вокзале украли, когда домой возвращалась. А номера твоего сотового не помнила.
— А я думаю, чего ты мне не звонишь? – радостно щебетала подруга, попыталась тебя в соцсетях найти, а тебя нет.
— Да, я удалила все страницы, когда вернулась в родные пенаты.
— Я тоже твой номер сотового потеряла. А тут на днях решила навести порядок на балконе. Там у меня старые книги и учебники лежат. Во общем хлам. Среди этих книг нашла старую записную книжку. Полистала. И наткнулась на твой номер стационарного телефона. Ты мне этот номер так на всякий случай написала. Вот видишь, как он пришелся к стати.
Машка была самая близкая подруга в университете. Они вместе жили в одной комнате в общежитии. Вместе сидели на парах, вместе «клеили» парней – так, для общения. Интересно было, клюнет очередной или нет? Жили весело. Развлекались девчонки…
А потом Татьяна по уши влюбилась в богатого мажора. Артем ее на шикарной машине катал, красивые слова говорил, цветы дарил. Девушка и растаяла. А он также быстро исчез из ее жизни, как и появился. Только вот Светланка теперь у нее и есть…
— Как у тебя дела? – кричала Машка в трубку.
— Да все помаленьку, работаю в садике воспитателем. Дочка уже во второй класс пошла. А ты как? – Татьяне было все интересно узнать о подруге, о ее жизни. Ведь они не виделись целях девять лет.
— Да вообще как-то не складывается. Работаю кассиром в супермаркете. Да, подруга! С высшим педагогическим сижу продукты отщелкиваю! – грустно произнесла Мария, — был у меня мужичок… Арсен… Жили долго и счастливо. Да вот исчез внезапно, все контакты его отключены. Наверное, уехал к себе на родину.
— Ничего себе, — посочувствовала Татьяна. Да и я со своим красным дипломом в детском саду воспитательницей тружусь. В школе все места заняты.
— Ты в Москву не собираешься?
— Была такая мыслишка. Хочется дочери столицу показать с ее красотами. У меня скоро отпуск. Правда с деньгами туговато. Но что — ни будь придумаю. Как соберемся, тебе позвоню. Тогда и встретимся…
— Обязательно встретимся! Ты мне только позвони. Я вас постараюсь встретить!
***
Машка была уже в предвкушении встречи. Через несколько дней поезд вез Татьяну с дочерью в Москву. Сколько лет прошло, как она проделала этот путь, только в обратном направлении…
Свету было не оторвать от окна. Девочка только успевала ахать: то тайга, то Уральские горы, то потом пошла европейская часть России.
— Мама, я и не думала, что наша страна такая огромная! — призналась дочка.
— И это только половина страны, — улыбнулась Татьяна, а потом, заметив, что дочка о чем-то сосредоточено думает, спросила, — О чем грустишь?
— Я вот думаю, — нерешительно ответила дочка, — такая страна огромная, так много людей, и среди них где-то же мой папа?…Светлана вопросительно смотрела на мать. На эту тему они давно разговаривали, и дочка знала, что папа есть, просто не живет с ними…
—Доченька,- Татьяна поцеловала девочку, стараясь за улыбкой скрыть боль, — он где-то есть, ты права. Но у него своя жизнь. Мы же договорились с тобой не поднимать эту тему.
— Да, мамочка! – вздохнула Светлана. Несмотря на свои восемь лет, она была очень понятливой девочкой.
Вот и Москва.
Татка, — услышала Татьяна знакомый голос. Едва спустившись с чемоданом на перрон.
Обернулась… Машка… Все та же Машка — красивая, рыжеволосая, только глаза немного погрустнели! Подруги кинулись обниматься.
— Машуля, — ты такая же красавица! – искренне восхищалась Татьяна.
— Да и ты я гляжу молодцом! – ответила Мария, — стройна, мать, до не приличия! Мне даже завидно. И это, несмотря на то, что родила! Где же наша маленькая принцесса?
—Я тут! – из-за спины Татьяны выглянула голубоглазая, светловолосая девочка…
— Привет, солнце! – Маша обняла Светлану.
И чуть Мария не ляпнула, как же дочка похожа на отца, она ведь тоже помнила Артема, того мажорчика, с которым у Татьяны был роман…
***
В тот день Маша взяла отгул на работе. Отдохнув после поезда, они втроем отправились на Красную площадь, затем в зоопарк, посидели в кафе… А ночью, когда Светлана спала сладким сном на надувном матрасе в углу Машиной студии, подруги, устроившись на балконе с бутылочкой красного вина, говорили о жизни.
— Счастливая ты, Татка, — глубоко вздохнув, сказала Маша, — у тебя дочка есть, работа более-менее, а я тут как загнанная лошадь. Веришь – нет, я иногда ловлю себя на мысли, что мне по ощущениям лет шестьдесят. Так я устала…
— Маш, напрасно ты думаешь, что у меня все так радужно, — призналась Татьяна. Да, дочка есть. Это наверное единственное счастье в моей жизни. Но я практически задыхаюсь от безденежья. Зарплата вся уходит на платежи и долги… Вот кредитка только… Я понимаю, что совершила безрассудный поступок, приехав на последние деньги в Москву… Но я так хотела, чтобы ребенок побывал в столице.
Подруги помолчали, каждая думала о своем и примерно об одно и том же: как так случилось, что они болтушки-хохотушки, которые шли по жизни легко, их ставили в пример в университете, педагоги им пророчили большое будущее и вдруг!
Одна воспитательница детского сада в поселке, а вторая – кассир в супермаркете…
— Я ведь знаешь, когда своего Арсена встретила, думала, что лотерейный билет выиграла. – Грустно начала свой рассказ Мария, — Про работу не думала, он меня все по ресторанам водил, в любви признавался. Ну, примерно, как у тебя тогда с Артемом, только без последствий…
Хотя, как, без последствий? Я сама у Арсена просила, чтобы он мне квартирку купил. Не знаю, как он там все обтяпал…. Я ведь даже не поняла, как он на меня ипотеку повесил. Я была в полной уверенности, что квартира мне подарена, пока письмо счастья от приставов не прилетело. Тогда и Арсен пропал…
И вот вкалываю я теперь по две смены в магазине, и отдаю почти всю зарплату за эти двадцать пять квадратов….
— А ты пробовала объяснить, что тебе обманом навязали ипотеку?
— Бесполезно! На документах мои подписи. Я действительно все подписывала. Он какие-то бумага приносил, а я дуреха на них свой автограф ставила. Ведь у нас все серьезно было. Говорил поженимся. Вот какие — же мы все бабы дуры доверчивые.
— Ну и ладно! – Татьяна махнула рукой, — зато у тебя есть угол в Москве!
— А вообще, подруга, — в тон ей ответила Мария, — я думаю, нам пора встряхнуть все свои проблемы и подумать о будущем.
— Ты о чем? – не поняла Татьяна.
—Есть у меня одна идея… Я вчера видела парочку вакансий в клининг-конторе.
— Маш, ты в своём уме? Ты предлагаешь быть уборщицами? Вообще-то у нас высшее образование, — с недовольством сказала Татьяна.
— Кому нужно наше с тобой высшее образование. В клининговых компаниях зарабатывают приличные деньги.
Мария молча поднялась и ушла в комнату, вернулась с ноутбуком.
— Вот этот сайт, — Маша открыла вкладку, — здесь довольно приличные зарплаты. Они намного превышают то, что ты получаешь в детском саду.
— Ну в принципе неплохой вариант, — ответила Татьяна.
— А я тебе про что говорю!
— Ну скорей всего у меня получиться устроится только в следующем году, нужно перевезти вещи и решить вопрос с квартирой.
— Танюша, Москва не ждёт, не пойдёшь ты туда работать, пойдёт другой человек. А что касается квартиры можешь и у меня жить!
—Но ведь я не одна! У меня Светочка!
— Слушай, она же уже школьница! А в школу легче устроить ребенка, нежели в садик.
Вскоре Мария ушла спать.
Татьяна стояла на балконе и размышляла – может быть, действительно, стоит изменить свою жизнь? А вдруг получится? Ну что она теряет? Жизнь в рабочем поселке? Туда она всегда успеет вернуться. Домик у нее частный, позвонит, попросит соседей, чтобы приглядели, а потом время покажет.
***
На следующее утро они с Марией отправились на собеседование, наказав Светлане носа не высовывать из квартиры.
На удивление, их приняли быстро. Контора была вполне приличная… А после обеда, когда Маша ушла увольняться в свой супермаркет, Татьяна позвонила заведующей в детский сад.
— Вы что, увольняетесь? – растерянно произнесла заведующая
— Да, я переезжаю в Москву, — призналась она.
— Нам будет вас не хватать, вы очень хороший воспитатель! – огорчилась заведующая.
Татьяна усмехнулась про себя, вспомнив, как эта же заведующая отчитывала ее за Петьку, евшего песок.
И вот начался новый виток в жизни подруг. Они работали вместе, споро и весело. Очень скоро у них появился свой круг клиентов. Оказывается, наводить порядок – это совсем не скучное занятие, особенно когда за него платят приличные деньги.
Получив первый аванс, Татьяна удивилась: Это же почти вся ее зарплата за месяц в детском саду! Маша тоже почувствовала, что кошелек немного потяжелел. Сомнений больше не было! Так выпускницы педагогического вуза взялись за швабру и тряпку и нисколько об этом не жалели.
Только переживала Татьяна за Светланку – как она весь день в квартире будет одна… Хоть и наготовит еды, хоть и Маша ноутбук ей оставит, а неспокойно на сердце. Стали подруги изредка брать девочку на заказы.
Светлана была послушная, старательная, она даже помогала подругам: то нужный флакон с чистящей жидкостью поднесет, то тряпку подаст. Хозяева попадались адекватные, девочка им не мешала. Однажды поступил серьезный заказ: убрать загородный особняк у пожилой особы.
— Не знаю, девчонки, — пожала плечами Настя, которая принимала заказы, — тетка эта сварливая. Может возмутиться, что с девочкой пришли.
—А что, если Светлана в конторе посидит? – предложила Маша.
— Нет, — отказалась Татьяна, — поедем втроем, а там посмотрим.
И вот машина компании доставила их на место. Шикарный особняк! Три этажа, во дворе скульптуры, небольшой фонтанчик, роскошные клумбы.
— Не вздумай сорвать хоть один цветочек! – шикнула на дочку мать.
— А я и не думала, — немного обижено призналась девочка.
— Ладно, малыш, не дуйся, я это так, на всякий случай сказала, — мать приобняла дочку за плечи.
— О, да вы с ребенком! – услышали девушки скрипучий голос со стороны беседки, оттуда вышла пожилая дама.
– Почему меня не предупредили?
— Извините, — Татьяна попыталась оправдаться, — мне не с кем ее оставить. Поверьте, девочка не доставит вам никаких хлопот.
— С ума сойти! –фыркнула старуха и внимательно посмотрела на Светлану, — учти, если что-то украдешь, тебя тут же поймают: у меня везде камеры.
— И расстреляете? – с вызовом ответила девочка.
— Какая прелестная девочка, — засмеялась пожилая женщина, ей понравился ответ, — девушки, вы идите занимайтесь своими делами, а мы с девочкой пообщаемся.
Татьяна облегченно вздохнула и толкнула в бок Машу, они начали драить окна с улицы.
— Танюш, а твоя Светка удивительно похожа на старуху! – шепнула подруга.
Таня и сама отметила, что разрез и цвет глаз, скулы, припухлые губы дочки удивительно были схожи…
— Все люди братья и сестры! – отшутилась она.
Но когда они вошли в дом, и Татьяна на стене увидела портрет молодого человека, она вскрикнула и от неожиданности выронила ведро с водой. На крик прибежала хозяйка, начала ругаться. А Татьяна как будто ее не слышала. Пока Маша собирала воду по паркету, она не отрываясь смотрела на портрет.
— Кто это? – прошептала она помертвевшими губами. Хотя она знала, кто это. Артем… Отец Светланы.
— А какое вам дело, милочка? – возмутилась хозяйка, потом внимательно посмотрела на девушку и смягчила тон, — это мой покойный сын Артем.
— Покойный? – с ужасом спросила Татьяна.
И тут женщина, едва сдерживая слезы, рассказала, что сын погиб восемь лет назад в автомобильной катастрофе. Теперь она одна на белом свете. Татьяна смотрела на женщину и не решалась сказать главное – она не одна…
— Простите, — наконец отбросив все сомнения, промолвила Татьяна, — мне надо вам сказать что-то очень важное.
— Что за тайны? – женщина собрала все свои чувства в кулак, успокоилась, — хорошо, у вас есть пять минут. Затем убирайтесь с моего дома, мне такие растяпы не нужны!
— Вас ведь зовут Ангелина Эдуардовна?– Не удивляйтесь. Я знаю ваше имя отчество не из заказа…
Девять лет назад мне пришлось уехать из Москвы. До этого я была знакома с вашим сыном. Артемом… Мы встречались недолго, потом я позвонила ему сказала, что беременна, ему это не понравилось… Родилась Света. Больше я ему не звонила, хотя очень ждала его звонка… А оказывается, его уже не было в живых.
— Я не поняла, — охрипшим от волнения голосом переспросила Ангелина Эдуардовна, — то есть эта девочка, ваша дочка – моя внучка? Вы это хотите сказать?
— Я сама в шоке, но получается так. – призналась Татьяна.
Первым желанием у пожилой дамы было прогнать самозванок, но потом она пригляделась к девочке, которая прижалась к матери…
Да, глаза…Голубые, слегка с прищуром. Такие были у Артема. А сын на нее похож. И эта смелость, граничащая с дерзостью… Артем был такой. Пожилая женщина подошла к девочке, и опустилась перед ней на колени.
— Господи, как же ты похожа на него! – она заплакала и прижала к себе ничего не понимающую девочку.
— Я не пойму, мама, кто эта женщина? – спросила Светлана.
— Это твоя бабушка, — сквозь слезы ответила Татьяна.
А потом, забыв про работу, они долго сидели в гостиной разговаривали.
Ангелина Эдуардовна после смерти сына вела замкнутый образ жизни, и впервые за долгие годы смогла выговориться. Она рассказывала девушкам о сыне, их жизни, о том, как всего этого богатства достиг ее муж, который умер после смерти сына от инфаркта. И осталась она одна в этом огромном особняке.
— Теперь я не одна! – улыбнулась Ангелина Эдуардовна – Танечка, вы переедете ко мне?
—Это неудобно, — отказалась Татьяна, — давайте мы будем вас часто навещать.
Хозяйка нехотя согласилась. Потом она расспросила, почему девушки занялись таким специфическим видом работ, имея высшее образование.
— Знаете, что, девчонки! – Ангелина Эдуардовна вдруг загорелась идей, — работать на дядю – это всегда неблагодарное дело. А что если вам самим попробовать открыть свою контору по клининг-услугам? Заказчики у вас уже есть, рекомендациями я вас обеспечу, и дам денег на развитие бизнеса.
— Так не бывает… — только и произнесла Маша.
— Я даже не знаю. – пожала плечами Татьяна.
— Нет, вам дело предлагают, а вы ломаетесь! – высказалась Светлана.
Все засмеялись. С этого дня началось общение Татьяны с несостоявшейся свекровью. Она действительно была хорошая женщина, только одинокая. И теперь пыталась компенсировать свое долгое отсутствие в жизни внучки постоянным общением с ней.
Пока Татьяна с Машей работали, Светлана была у бабушки. Но про свое предложение Ангелина Эдуардовна не забыла. Вскоре она и денег дала Татьяне на развитие собственного бизнеса, и помогла с оформлением документов.
Маша немного комплексовала – она тут каким боком? Но Татьяна развеяла все ее сомнения.
— Подруга, ведь если бы не ты, то и сидела бы я в своем детском садике, играла с ребятней в ручейки. Ты меня убедила все поменять. – Татьяна обняла подругу, — и видишь, как получилось!
— Думаешь, у нас получится? – Маша посмотрела в глаза подруги.
— У нас теперь все получится! Видишь, какой у нас тыл в лице Ангелины Эдуардовны! – засмеялась Татьяна.
— Да, это точно! – улыбнулась Мария.
***
Прошел год. Татьяна с Марией теперь занимались организационной работой в офисе, разбирались с документами, они наняли несколько сотрудников, которые отлично справлялись со своей работой.
Народ в очередь выстраивался, чтобы порядок в их домах наводили именно рабочие фирмы «Светлячок» — так решили назвать свою организацию Татьяна с Машей
А Светланка… Она очень сдружилась с бабушкой. Впервые в жизни у девочки кроме мамы появился еще одни родной человек. Ангелина Эдуардовна занималась с ней музыкой. Наняла репетитора по английском языку. Устроила в школу хореографии.
Светлана стала смыслом жизни этой пожилой женщины. Единственное, что огорчало ее, что Татьяна с девочкой так и не переехали к ней жить. Но это она приняла – у Татьяны своя жизнь, она молодая женщина…
Кстати, юрист Ангелины Эдуардовны, Виктор Николаевич заглядывался на Татьяну… Это пожилая женщина быстро приметила. И когда узнала, что они начали встречаться, нисколько этому не противилась. И тут как по цепочке…
Виктор Николаевич познакомил своего друга, успешного бизнесмена, с Марией. Там тоже вспыхнули чувства! И скоро, очень скоро, будет две свадьбы, в один день…
Но этого всего могло бы и не быть, если бы Татьяна однажды не решила показать дочке Москву.